Описание
Якутский нож от Якутского мастера Дьаахан Уус
Отличный рабочий нож как для подарка, так и себе. Не смотря на красоту исполнения нож остается рабочим на все сто. Каждый нож сделанный Якутским мастером(Уус) имеет свой алгыс от мастера(благословение), собственный дух, собственный нрав, другие узоры капа, только ему подходящие ножны, свою красоту удобности хвата, некоторые отличия клинка, жадное ненасытное острие и “злую холку” – кромку лезвия (дословно от “ОБОТТООХ УҺУКТААХ, КЫРЫКТААХ КЫЛААННААХ”) с которыми хозяину предстоит подружиться. Всегда будет выделять хозяина своей суровой, первобытной таинственностью и происхождением от самих носителей бренда. Подробное описание прочитайте ниже.
Клинок с кованым долом, сталь 95х18 одна из самых распространенных нержавеющих сталей для ножа. Клинок имеет тонкое остриё, что будет удобно для снятии шкуры мелких животных, при чистке рыбы, так например для вытаскивания желчи карася нужен именно тонкое остриё. И при точных резных работах. И самое главное эти характеристики отнюдь не мешают при разделке и крупной туши, а наоборот будет юрким. Словом, есть поговорка дословно – То что может малый нож может и большой нож, а наоборот нет.
Рукоять из капа Якутской березы. Якутский кап имеет неповторимый естественный узор, такой узор больше никогда не повторится. Со временем такая рукоять обретает иной оттенок и становится более твердым, пропитываясь натуральным естественным жиром от работы, и нашлифовывается до блеска. Образовывается так называемый Якутский кап не под каждой березой. Порой, чтоб его найти и добыть, мастер тратит очень много ценного времени. А добывается в определенное время года и требует соблюдения определенных правил добычи и хранения, ведь кап может потрескаться испаряя свою же влагу.
Больстер вставка из лосиного рога, добытая в честной охоте, иначе не добывается.
Ножны из кожи бычьего хвоста. Такие ножны будут очень легкими, что очень важно в тайге. Еще и сразу же будут выделяться по своему первобытному виду среди остальных ножен. Добывается сей материал в основном осенью. Потому что осенью, когда первые морозы ударяют, наступает пора забоя скота, оставив за собой короткие 3 месяца лета. За 3 месяца надо заготовить сена на долгие 9 месяцев зимы. И так несколько лет, совсем немалыми усилиями выращиваются кожа для ножен, на корове. Ведь хвост должен быть большим (телячьи не пойдут). Из одного хвоста получаются ножны только на один нож. Особо ценятся ножны из кожи хвоста взрослого быка, кожа чуть толще, да и содержать быка дело затратное, молоко не дает, не работает в связи с прогрессом, разве что для потомства. Но обычно одного быка взрослого осеменителя хватает на большой район села. Процесс изготовления из данного материала тоже своеобразен, он должен засохнуть и обтянуть деревянный корпус. А деревянный корпус же в свою очередь всегда будет пытаться забрать лишнюю влагу с клинка и безопасна в ношении при движении, что дает дополнительную функциональность дополнительное преимущество перед мягкими ножнами, которые не редко встречаются на рынке. Ножны в целом, и на деревянном корпусе и на обтянутой коже, имеют сквозное отверстие на конце для вентиляции клинка от лишней влаги, что способствует коррозионную стойкость клинка.
Ремешок из волоса знаменитого Якутского коня, вязаная с белого и черного цветов в священном стиле. Одновременно красивый и прочный, плюс имеет сакральный смысл оберега, плетененая с Алгысом, с выводом рисунка в виде руны “Энньэ” – наследие. Казалось бы, как может волос быть прочным, но именно конским волосом издревле народ Саха ставили силки и петли на куропаток, уток, зайцев и прочую дичь. А на силки и петли используется(4-6 штуки) на много меньше витков, чем в ремешках для ножей. Волос из гривы “сиэл” он тоньше но мягче для петли в самый раз, а волос из хвоста “кыл” он более грубее и толще, и прочнее. Плетеный кыл использовали (конский волос из хвоста) еще вместо веревки, это не значит что вся веревка была в Якутии из конского волоса, это значит что такой материал можно использовать как веревку, которая легче чем веревка из кожи и не промокает. Якутский конь считается священным для Саха и волос тоже используется в священных обрядах, и веревки из конского волоса тоже в обычном быту не используется. Из таких веревок делают ритуальные веревки для праздников, используют для коня невесты, есть упоминания что убитого в берлоге медведя, тоже связывали именно такой веревкой. И связать убитого медведя по обычаям должен самый молодой из группы охотников впрочем это уже другая история. Волос же добывается и во время забоя осенью, и путем расчесывания коня. Потом и сам трудоемкий процесс упорядочевания и сплетения.
Нож не должен резать и стругать металл, и обладать суперспособностями. Он должен быть прост в уходе и универсальным в применении. К уходу за ножом, к отношению к нему и его применении, да и вообще к режущей кромке и острию народ Саха прививается с детства. Когда физически работают с отцом или с дедом, будь это сенокос или работа с деревом, видят как к острию и к кромке лезвия очень бережно и уважительно относятся, а кому повезло не только видят но и поучения слушают. Ведь не редки случаи когда старый дед может острой косой косить сено до конца поля, когда молодой и сильный внук падает без сил из-за своего плохого отношения к острию и к кромке. Или в лютый мороз нужно разделывать, свежевать и снимать шкуру а нож не хочет, остается только сжимать кулаки, обмазанные кровью туши пытаясь согреть в своем же тепле, вспоминая со злобой на себя как играл в глупости с ножом до этого, или просто забыл точильные приспособления за далёкие километры. В своем блоге мы постараемся обо всем этом и о многом другом рассказать. И да, уход за ножом имеет особое значение, как и любым другим инструментом, благо уход за Якутским ножом очень прост.
По желанию автор может нанести магические руны — заклинания, на древне-якутском. С призывом: для ребенка на этот мир, на удачу в охоте, в рыбалке, на помощь силы предков и многое другое, за отдельную плату, можете изъявить желание когда мы с вами свяжемся.
Отзывы
Отзывов пока нет.